Главное Федеральное Официально Новости кратко Архив рубрик
Новости кратко
Загрузить еще
Читать архив новостей
Социальные сети

Байбекский престол

https://punkt-a.info/news/glavnoe/baybekskiy-prestol
Пункт-А
Байбекский престол
14-03-2017 \\ Просмотров (5347)
14-03-2017

Это только из Москвы кажется, что «за МКАДом жизни нет». Это только из Астрахани мерещится, что наши сельсоветы живут скучной размеренной жизнью… А на деле сельская политика порой преподносит такие сюрпризы, что хоть святых выноси. В Красноярском районе Астраханской области, например, тихим сапом развивается мощная политическая интрига.

Agar.io по-красноярски
В Красноярском районе (да и по всему региону) полным ходом идет объединение муниципальных образований. Разрозненные села, которые в начали 90-х «нахапались суверенитета, кто сколько хотел», теперь при участии районных и региональных властей объединяются и укрупняются. С прошлого года в Красноярском районе не 16 сельсоветов, как когда-то – а только 9.

  • Например, летом прошлого года был, наконец, упразднен Аксарайский сельсовет
  • В свою очередь, села Черемуха и Забузан стали частью райцентра
  • Верхнебузанский сельсовет слился с Бузанским
  • Ватаженский сельсовет поглотил Кривобузанский сельсовет и Село Караозек
  • А Байбекский сельсовет вырос в полтора раза за счет присоединения сел Алча, Барановка и Зайковка, которые раньше составляли Юбилейнинский сельсовет.

Собственно, про Байбек дальше речь и пойдет...


Берег левый – берег правый
Байбек – село по местным меркам богатое. Во-первых, экономика приграничного населенного пункта получает неплохие бонусы от соседства с Казахстаном. Ведь умный человек всегда найдет, что найти и как обойти, если сильно надо…

Но, конечно, решающую роль в процветании Байбека играет не граница. Это заслуга местного уроженца, талантливого менеджера, многолетнего председателя исполкома, а ныне главы района Нургали Байтемирова. Свой бюджет у Байбека не велик: порядка 2,4 млн. рублей (данные 2015 года). Но стараниями влиятельного земляка село получает из районного бюджета необходимое финансирование, принимает участие во всех соцпрограммах. Здесь в первую очередь строятся нужные соцобъекты: амбулатория с квартирой для врача, мечеть, благоустройство центральной площади, игровая площадка рядом с административно-культурным центром, спорткомплекс с тренажерным залом, музей с экспонатами из истории Внутренней Орды.

А неподалеку от Байбека, на противоположном берегу реки Кигач, располагается еще одно село – Малый Арал. Но живут местные жители не в пример хуже. Потому что Нургали Байтемиров в этом селе не рождался.


Не удивительно, что именно в селе Малый Арал случился последний политический скандал районного масштаба. Дело в том, что в селе в конце прошлого лета прошли выборы главы. Победу одержал Роман Серикбаев – 32-летний муниципальный чиновник с экзотической должностью «специалист по похозяйственной книге»

Не проработав и нескольких месяцев новоизбранный глава добровольно сложил с себя полномочия. Местные языки говорят, что в отставку Роман Серикбаев ушел от безысходности: управлять селом с бюджетом 860 т.р., просто нереально. Ну, сами посчитайте: это 80 тысяч рублей в месяц – то есть, зарплата трех средних астраханских работников, если верить Росстату. При такой бедности даже покупка принтера в бухгалтерию или кондиционера в детсад превращается в задачу уровня «нацпроекта». Тут выход один – просить дотаций.

Но такая просьба, обращенная к главе района, натолкнулась на железное «нет»: Нургали Исмагулович делал ставку на другого кандидата. В итоге новоизбранный глава села быстро покинул должность. На его место пришел и.о. – ставленник Байтемирова – и район возобновил финансирование. Вот такая суровая краясноярская realpolitik.


Непокорные вассалы
Возможно, такие жесткие обороты со стороны Нургали Байтемирова – просто проявление особого стиля управления. Но осведомленные языки выдвигают другую, гораздо более интересную, версию. 

Дело в том, что пост главы района он занимает с 2009 года. В 2019 году истекает второй срок его полномочий. И население района вкупе с местными элитами (ну, насколько в сельском районе могут быть какие-то элиты) проявляет недовольство его работой. Налицо явные признаки неповиновения и утраты контроля:

  • – Так, после недавнего укрупнения села Красный Яр (райцентра) среди депутатов прошло голосование по кандидатуре нового главы села. По настоянию Байтемирова депутаты вынуждены были голосовать открыто – под пристальными взглядами сурового главы и коллектива товарищей. И даже несмотря на это ставленник Байтемирова Владимир Шатохин сумел победить лишь 8-ю голосами из 15. То есть, с минимальным перевесом. Семеро членов совета ослушались, даже несмотря на то, что голосовать пришлось открыто.
  • – Второй тревожный звонок для Байтемирова раздался там, где не ждали: в Байбеке. Там так же при голосовании на должность нового главы (тоже после объединения) победу одержал «не тот кандидат». Руководящий пост занял экс-глава присоединенного Юбилейнинского сельсовета Эльман Такиев.
  • – И вот теперь новая напасть: оказывается, жители «маленького, но гордого графства» Малый Арал смеют воротить нос от щедрого предложения присоединиться к «великому королевству» Байбек. Публичные слушания по этому вопросу были сорваны уже во второй раз: сначала в 2011 году, и теперь в 2016 году.

На политическом поприще у главы района сплошные просчеты: в 2016 году команда Байтемирова полностью взяла контроль над местным отделением «Единой России». Но это не помогло наладить выборный процесс: результаты по выборам в областную и федеральную Думы в районе – низкие. Хуже того, теперь Красноярский район в ДАО представляет личный враг Байтемирова – врач Куандыков – который сходу, пользуясь депутатским статусом, спровоцировал прокурорскую проверку в администрации района. 

Помимо этого, и с Газпомом после ухода Сергея Михайленко у Нургали Байтемирова осложнились отношения: новое руководство комплекса не демонстрирует той поддержки, которую оказывали своему ставленнику прежние руководители.


Хитрый планъ
А ведь план у главы района созрел знатный (простите за каламбур). Итак:

  • 1. Раз уходить на пенсию надо – то следует подготовить запасной аэродром.
  • 2. Этим «аэродромом» логично может стать все тот же родной Байбек (он хоть и бунтует потихоньку, но в других селах шанс избраться еще меньше)
  • 3. Вот только в Байбеке не так много своих денег – средства все больше приходят из района
  • 4. А значит, надо присоединить к Байбекскому сельсовету другой сельсовет – побогаче
  • 5. И такой сельсовет есть – Степновский, где бюджет 55 миллионов на 155 жителей
  • 6. Но вот ведь закавыка: между Степным и Байбеком находится Малый Арал, и как бы не очень логично проводить объединение через разрыв, дробить анклавы
  • 7. А значит – надо присоединить еще и малоаральцев, а то чего они без присмотра живут.
  • 8. И тогда получится мега-сельсовет площадью 3625 кв.км, что составляет 70% территории всего Красноярского района. При такой территории и таком бюджете можно будет не только посылать лесом районные власти (кто бы там ни пришел на смену), но и даже диктовать свои условия.


Степновские миллионы
Тут уместен небольшой экскурс в историю Степновского сельсовета. В свое время «Пункт-А» много писал об этом замечательном уголке Астраханской области. Муниципалитет, расположенный рядом с Астраханским газовым комплексом, в 2009 году неожиданно оказался в уникальном положении САМОГО БОГАТОГО СЕЛЬСОВЕТА РОССИИ.

Все дело в том, что сельсовет сдавал земли предприятию «Газпром добыча Астрахань», за что имел неплохую ренту. При этом из-за близости к газовому комплексу село развиваться не может: строить больницы, школы, детсады в санитарно-защитной зоне нельзя. Так что в поселке Степном уже многие годы царит разруха.

Да, да - это поселок Степной, у которого бюджет 55 млн. 
Примерно 200-300 метров от здания сельсовета

На 33 ветхих дома работает один магазин и больше ничего. А сами жители разбежались по соседним селам. Так и вышло, что на 106 жителей упало «богатство» в виде 400-миллионного бюджета. Почти по четыре миллиона на каждого…


Сейчас, спустя годы, конечно, ситуация поменялась. Земли, которые раньше сдавали в аренду Газпрому за сотни миллионов рублей в год, были проданы тому же Газпрому (всего лишь за миллиард). И доходы заметно упали. Заметно – но не до нуля. Ведь остался еще земельный налог. Так что и сейчас во всех смыслах полупустынный Степновский сельсовет ходит в лидерах по бюджетной обеспеченности на душу населения: в 2016 году доходы поселения составили 55,7 млн. рублей.

«Они там все жулики!»
Конечно, взять и просто так без повода предлагать «слияние с поглощением» как-то неприлично. Под идею создания супер-сельсовета подвели серьезную аргументацию. А именно, начали педалировать новости о том, что «Степновский сельсовет а) сплошь коррумпирован» и б) вообще финансами управляет плохо.

С первым аргументом трудно поспорить. Трое последних глав сельсовета ушли с должностей со скандалами под аккомпанемент уголовных дел:

А вот второй аргумент – про плохое управление финансами – смотрится гораздо слабее. На первый взгляд, действительно, возникает ощущение, что местным жителям живется плохо. И даже на второй взгляд это ощущение не пропадает. Однако следует понимать, что построить рай в Степном невозможно по определению: в санитарной зоне Газпрома нельзя строить ни «рай», ни даже сарай…

Куда же уходят все деньги?
А вот тут секрета никакого нет. Руководство по мере сил использует их для реализации нескольких инвестпроектов. Так, например:

  • – На деньги Степновского сельсовета в селе Красный Яр несколько лет назад было построено современное овощехранилище.
  • – Помимо этого, муниципалитет софинансирует создание крупного рыборазводного комплекса – того самого, где планировали растить тиляпию, а сегодня успешно экспериментируют с кляриевым сомом. Кроме шуток: недавно минсельхоз АО проводил семинар про этих сомов, так на него съехались десятки предпринимателей со всех регионов – в зале люди стоя слушали, на подоконниках сидели.
  • – Ну и третий инвестпроект Степновцев – верблюды. Ну, как, инвестпроект… Это главная бюджетная дыра: верблюдов содержать дорого, пользы от них мало, а бросить стадо в 1000 голов – жалко. Потому что, как-никак, самое крупное в России верблюдоводческое хозяйство в России! Уникальная порода – Бактриан Аксарайский! Пару лет назад степновцы пытались сотрудничать с саудовскими шейхами и наладить поставки экзотических двугорбых на Аравийский полуостров. Но сотрудничество не пошло: арабы купили двух верблюдов, увезли к себе, а там выяснилось, что к гонкам по песку животные приспособлены плохо. Так что больше арабы не приезжали…



Теперь Нургали Байтемиров и другие сторонники объединения заверяют всех, что смогут управиться с таким бюджетом и таким хозяйством «гораздо эффективнее». Правда, не поясняют, как… Есть подозрения, что вопрос будет решен по-сталински прямолинейно: «нэт вэрблюда – нэт проблэмы».

Мал Арал – да удал
Процедура объединения сельсоветов – сложная штука. Сначала нужно провести публичные слушания, в которых могут принять участие все жители. Потом надо согласовать решение с местными депутатами. И наконец, решение надо провести через Облдуму…

Беда в том, что далеко не все села хотят объединения. Одни не желают становиться «приживалами» при более крупных и богатых соседях. Голодный суверенитет милее рабства (которое еще не факт, что будет более сытым). Да и богатые села не спешат поглощать соседских «дармоедов», которых придется кормить в ущерб своему бюджету.

В итоге вышло так:

  • 1. Байбек по указке свыше послушно проголосовал за объединение;
  • 2. Степновские жители пока благоразумно хранят молчание, надеясь, что проблема рассосется
  • 3. А вот в Малом Арале дело споткнулось еще на этапе публичных слушаний. Жители идею поглощения не одобрили. Если быть точными, то сельчане, не будь дураки, согласились объединяться со Степным, но категорически высказались против слияния с Байбеком. По одной из версий, не последнюю роль в этом сыграло давнее добрососедское соперничество: Байбек – казахское село, а Малый Арал населен преимущественно ногайцами. И ни один из гордых этносов не хотел бы оказаться на вторых ролях в составе единого муниципалитета. 

Дело дошло до того, что и на депутатском обсуждении в Малом Арале разразился скандал. На прошлой неделе при попытке заставить депутатов совета поддержать поглощение, в село прибыл сам Нургали Байтемиров. Однако народные избранники объявили, что у них эпидемия головных болей и заседать они не способны. Больными сказались едва ли не половина членов совета, так что кворум был сорван. Осведомленные языки говорят, что разъяренный глава района пытался пресечь бегство парламентариев с помощью местного ГИБДД: якобы сотрудников полиции попросили отлавливать авто с депутатами и возвращать тех в зал заседания. Впрочем, не известно, было ли это на самом деле, так как в итоге депутатов собрать так и не удалось – собрание перенесли на эту неделю.

Так что история, похоже, получит продолжение… 






Новости СМИ2


ПнВтСрЧтПтСбВс
Важно!
Использование материалов, размещенных на информационно-новостном ресурсе «ПУНКТ-А», допускается ТОЛЬКО С РАЗМЕЩЕНИЕМ АКТИВНОЙ ГИПЕРСЫЛКИ. Перед чтением материалов сайта "ПУНКТ-А" проконсультируйтесь с юристом и врачом, по возможности ознакомьтесь с инструкцией по применению всех упомянутых товаров и услуг; имеются противопоказания. Комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения содержат ненормативную лексику, оскорбления, призывы к насилию, являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. Материалы с плашками "Новости компаний", "Промо", "Партнерский материал", "Политические новости", "Пресс - релиз" публикуются на правах рекламы.
Инфо

СМИ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-НОВОСТНОЙ РЕСУРС "ПУНКТ-А" (свидетельство Роскомнадзора ЭЛ № ФС 77 – 67475 от 18.10.2016 г.)
Учредитель - главный редактор Варначкин А. А.
Телефон редакции. +7-908-616-0293.
E-mail редакции: punkt20102010@gmail.com

Бигль